Имя Тамары Кафенгауз не новое для отечественной истории искусства, однако широкой публике оно известно мало. Тамара Андреевна, урожденная Прудковская, была родной сестрой Надежды Андреевны Удальцовой – «амазонки» русского авангарда. Но судьбы их сложились по-разному.
Конец 1920 – начало 1930 годов были временем удачного дебюта Т.А. Кафенгауз. Ее иллюстрации: пейзажи и жанровые сцены, преимущественно связанные с Крымом, печатались в журналах и вызывали восторженные отзывы. Счастливый брак и семейная жизнь превратили художественные занятия Тамары Кафенгауз в хобби: при жизни автора многие работы не покидали папок, оставаясь искусством «для себя». В тоже время, Т.А. Кафенгауз и её близкие дарили работы мастера друзьям и знакомым, и они стали известны в кругах московской научной и творческой интеллигенции.
Долгие годы мастер работала «в стол», не выставляясь и не получая общественного признания своих акварелей и рисунков: эскизов к циклам иллюстраций отечественной и европейской классики (Пушкин, Лермонтов, Есенин, Гофман, Диккенс), пейзажей Подмосковья, Крыма, Рижского взморья. Небольшие и лаконичные, чаще всего безлюдные, пейзажи обладают привлекательностью детских рисунков, в которых всегда читается восхищение красотой природы. Созданные акварелью, при небольших размерах они очень самодостаточны по композиции и цветовому решению, привлекают зрителя своей искренностью и деликатным примитивизмом. В чем-то они, особенно поздние работы 1950-х годов, созвучны еще более прозрачным и легким акварелям Александра Лабаса, сделанным в Юрмале примерно в те же годы.
В монографии, которая впервые будет представлена на открытии выставки, жизнь и творчество художницы раскрываются благодаря широкому привлечению архивных документов. В ещё большей степени – через анализ сохранившегося художественного наследия, немалая часть которого сосредоточилась в известном собрании крупного современного московского коллекционера Алексея Георгиевича Егорова. Поклонник и любитель графики, он уже немало лет скрупулезно подбирает в свое собрание произведения русских и западноевропейских акварелистов, рисовальщиков, гравёров. Помимо выставок в столице и в городе на Неве, коллекционер ведёт активную экспозиционную работу. Он щедро знакомит российскую творческую общественность с теми или иными сторонами своей коллекции. Не менее важно и то, что одновременно ведётся научная обработка собрания, вводятся в исследовательский оборот новые имена, произведения старых и современных мастеров. Всё это помогает созданию полнокровной картины отечественной художественной культуры.